Тень языческих времен (Минск)
читать дальшеЭто было давно, еще до основания города. Огромный валун лежал на окраине дремучего леса у подножия холма недалеко от реки. За это место как раз спорили лесной и водный духи. Дело чуть не дошло до драки, но, в конце концов, они решили: место будет принадлежать тому, кто сможет перенести камень на вершину горы. Водяник первым взвалил ношу на плечи, но смог пройти совсем немного. Тогда валун подхватил Лесовик. Он обернулся огромным медведем, играючи побежал наверх. Понял Водяник, что сейчас проиграет, и поставил Лесовику подножку. Тот и сам упал, и свой груз, конечно же, выронил. Другие, впрочем, рассказывают, что это Водяник успешно волок камень, а Лесовик поставил подножку. Но все сходятся в одном: в том месте, где упал валун, на берегу Свислочи вырос священный дуб. Люди устроили тут капище и поклонялись камню и дубу, дав им имена «Дзед» и «Волат».
Языческое капище действительно существовало на территории Минска — сейчас это уже установленный наукой факт. Дуб и огонь, который там разводили, позволяют предположить, что оно было посвящено Перуну. Древнее святилище надолго пережило языческие времена и действовало в те годы, когда христианство стало основной верой белорусов. Оно окончательно исчезло лишь в 1905 году.
Сейчас ближайший к бывшему капищу объект — ресторан «Старое русло» напротив лицея Белорусского государственного университета. На плане Минска 1804 года святилище обозначено на границе предместий «Кошары» и «Ляховка».
В середине ХХ века минские старожилы рассказали исследователям, заинтересовавшимся огромным валуном на тогдашней улице Лодочной, что этот камень не простой. Еще в конце XIX столетия площадка вокруг него была выровнена и огорожена с трех сторон. В центре стоял знаменитый валун, рядом рос дуб, который могло обхватить лишь четверо взрослых мужчин, а над Свислочью был возведен деревянный помост, чтобы черпать из нее воду для обрядов. Здесь служили двое жрецов-«старцев» — отец и сын, обоих звали Севастеями. Они проводили древние ритуалы и поддерживали на капище огонь.
Как же языческое святилище смогло существовать в европейской столице аж до начала XX века? Объяснение простое: оно находилось за городской чертой. Сейчас это место — центр города, но в середине XIX столетия тут были леса, а ближайшее поселение Ляховка считалось одним из пригородов Минска. Словом, места были глухие. Да и сам Минск в те времена еще не обрел сегодняшней значимости. Все изменило строительство железной дороги. Ее ветка «прирезала» к городу новые земли и капище оказалось между жилыми районами и рельсами.
И все же оно оставалось действующим, одним из последних на европейском континенте. Конечно, язычество начала ХХ века было уже не тем, что прежде. В своих обрядах «старцы» могли поминать имена святых. Посетители минского капища тех времен одновременно были прихожанами минских храмов. По воскресеньям и праздникам они направлялись в церкви и костелы, а в болезни или несчастье спешили «да малельнi да Дзеда» — просить исцеления, замужества, удачи. Так, например, бездетной женщине советовали трижды прийти к валуну глубокой ночью и сесть на него, накрыв его юбкой. А на третью попросить «помоги, Боже».
Поклонение камню — вообще очень древняя традиция, старше, чем вера в богов. «Старец», живший при капище, не только ворожил и проводил ритуалы, но и давал советы людям. Камень украшали рушниками, на него лили мед и вино. На огне приносили в жертву потроха и кости (мясо забирал жрец).
Борьба с капищем активизировалась в 70-х годах XIX века. Сначала запретили жертвоприношения, затем спилили священный дуб и на время изгнали старого Севастея. Он умер накануне русско-японской войны, и на этом история святилища закончилась. Ограду разрушили, поставили рядом крест, и в 1905 году от капища остался только сам валун «Дзед». Младший Севастей еще приглядывал за священным местом, но он был репрессирован в 20-х годах.
Во второй половине ХХ века при реконструкции набережной глыбу столкнули в Свислочь, где она пролежала несколько лет. В 1985 году про знаменитый камень вспомнили и отвезли его в Уручье в музей валунов под открытым небом. В музее он стоит особняком. Периодически и в наши дни возле него можно увидеть подношения — деньги и еду.
Несколько раз с 90-х годов озвучивалась идея воссоздания капища, как памятника старому Минску, и возвращения «Дзеда» на его прежнее место. Мог бы получиться нетривиальный туристический объект.
![](http://i1.wp.com/ezoterik-page.com/wp-content/uploads/2015/04/08.jpg?resize=10%;2C452)
читать дальшеЭто было давно, еще до основания города. Огромный валун лежал на окраине дремучего леса у подножия холма недалеко от реки. За это место как раз спорили лесной и водный духи. Дело чуть не дошло до драки, но, в конце концов, они решили: место будет принадлежать тому, кто сможет перенести камень на вершину горы. Водяник первым взвалил ношу на плечи, но смог пройти совсем немного. Тогда валун подхватил Лесовик. Он обернулся огромным медведем, играючи побежал наверх. Понял Водяник, что сейчас проиграет, и поставил Лесовику подножку. Тот и сам упал, и свой груз, конечно же, выронил. Другие, впрочем, рассказывают, что это Водяник успешно волок камень, а Лесовик поставил подножку. Но все сходятся в одном: в том месте, где упал валун, на берегу Свислочи вырос священный дуб. Люди устроили тут капище и поклонялись камню и дубу, дав им имена «Дзед» и «Волат».
Языческое капище действительно существовало на территории Минска — сейчас это уже установленный наукой факт. Дуб и огонь, который там разводили, позволяют предположить, что оно было посвящено Перуну. Древнее святилище надолго пережило языческие времена и действовало в те годы, когда христианство стало основной верой белорусов. Оно окончательно исчезло лишь в 1905 году.
Сейчас ближайший к бывшему капищу объект — ресторан «Старое русло» напротив лицея Белорусского государственного университета. На плане Минска 1804 года святилище обозначено на границе предместий «Кошары» и «Ляховка».
В середине ХХ века минские старожилы рассказали исследователям, заинтересовавшимся огромным валуном на тогдашней улице Лодочной, что этот камень не простой. Еще в конце XIX столетия площадка вокруг него была выровнена и огорожена с трех сторон. В центре стоял знаменитый валун, рядом рос дуб, который могло обхватить лишь четверо взрослых мужчин, а над Свислочью был возведен деревянный помост, чтобы черпать из нее воду для обрядов. Здесь служили двое жрецов-«старцев» — отец и сын, обоих звали Севастеями. Они проводили древние ритуалы и поддерживали на капище огонь.
Как же языческое святилище смогло существовать в европейской столице аж до начала XX века? Объяснение простое: оно находилось за городской чертой. Сейчас это место — центр города, но в середине XIX столетия тут были леса, а ближайшее поселение Ляховка считалось одним из пригородов Минска. Словом, места были глухие. Да и сам Минск в те времена еще не обрел сегодняшней значимости. Все изменило строительство железной дороги. Ее ветка «прирезала» к городу новые земли и капище оказалось между жилыми районами и рельсами.
И все же оно оставалось действующим, одним из последних на европейском континенте. Конечно, язычество начала ХХ века было уже не тем, что прежде. В своих обрядах «старцы» могли поминать имена святых. Посетители минского капища тех времен одновременно были прихожанами минских храмов. По воскресеньям и праздникам они направлялись в церкви и костелы, а в болезни или несчастье спешили «да малельнi да Дзеда» — просить исцеления, замужества, удачи. Так, например, бездетной женщине советовали трижды прийти к валуну глубокой ночью и сесть на него, накрыв его юбкой. А на третью попросить «помоги, Боже».
Поклонение камню — вообще очень древняя традиция, старше, чем вера в богов. «Старец», живший при капище, не только ворожил и проводил ритуалы, но и давал советы людям. Камень украшали рушниками, на него лили мед и вино. На огне приносили в жертву потроха и кости (мясо забирал жрец).
Борьба с капищем активизировалась в 70-х годах XIX века. Сначала запретили жертвоприношения, затем спилили священный дуб и на время изгнали старого Севастея. Он умер накануне русско-японской войны, и на этом история святилища закончилась. Ограду разрушили, поставили рядом крест, и в 1905 году от капища остался только сам валун «Дзед». Младший Севастей еще приглядывал за священным местом, но он был репрессирован в 20-х годах.
Во второй половине ХХ века при реконструкции набережной глыбу столкнули в Свислочь, где она пролежала несколько лет. В 1985 году про знаменитый камень вспомнили и отвезли его в Уручье в музей валунов под открытым небом. В музее он стоит особняком. Периодически и в наши дни возле него можно увидеть подношения — деньги и еду.
Несколько раз с 90-х годов озвучивалась идея воссоздания капища, как памятника старому Минску, и возвращения «Дзеда» на его прежнее место. Мог бы получиться нетривиальный туристический объект.
![](http://i1.wp.com/ezoterik-page.com/wp-content/uploads/2015/04/08.jpg?resize=10%;2C452)
@темы: Минск, легенды, камень "Дзед"
Посетите также мою страничку
occufr.ourproject.org/w/en/o/index.php?title=Co... документы для открытия счета в иностранном банке
33490-+