
В городе с тысячелетней историей не может не быть привидений. Или хотя бы рассказов о них. И в наши дни, как говорят, можно столкнуться с бывшими жителями Минска, не нашедшими упокоения в веках.
Пани Ядя — Ядвига Любанская — самый известный призрак из обитающих в белорусской столице. Евстафий Любанский, хозяин поместья Лошица, женился на красавице Ядвиге Киневич, дочери главы мозырской шляхты. Весьма образованный человек, он прославился своей библиотекой и собранием картин. Также Любанский владел в Минске пивоваренным заводом. А его супруга блистала на балах.
Там и завертелся ее роман с минским губернатором А.Н. Мусиным-Пушкиным. Свои отношения они скрывали, но когда губернатора отозвали, из Петербурга стали слишком часто приходить письма. Супругу стало ясно, что жена неверна.
После ссоры однажды вечером она вышла из дому, спустилась к Свислочи (по другой версии, к парковому озерцу в Лошицком имении) и, судя по всему, села в лодку. Так или иначе, но тело нашли только на следующий день...
Злые языки, впрочем, поговаривали, что Любанский сам утопил жену. Правда, следствие не выявило виновных, но некоторые горожане отказывались верить в самоубийство. Шептались, что от адюльтера Ядвига ждала ребенка. Не исключено, впрочем, что утонула она случайно.
Потеряв жену, Любанский утратил интерес и к своей усадьбе, и к Минску вообще. Дела на заводе пошли хуже некуда, а сам пан Евстафий засобирался прочь, на Кавказ, спеша забыть о постигшем его несчастии. Ядвигу похоронили в родовой часовне — до наших дней сохранились ее руины. Окно комнаты красавицы Любанский заложил кирпичами, а на берегу реки посадил дерево маньчжурского абрикоса, плоды которого похожи на сердечки.
Теперь, говорят, чаще всего именно у этого дерева в пору его цветения является по ночам призрак Ядвиги. Узнать былую хозяйку Лошицы можно по белым одеждам. Считается, что, несмотря на свою сердечную трагедию, пани Любанская помогает встретившимся ей девушкам и парам в амурных делах. А вот одиноких мужчин приведение недолюбливает.
читать дальшеБыл известен и призрак городской ратуши. В XVIII столетии жил в Минске Михаил Володкович, шляхтич весьма разудалого нрава. Пьяница и гуляка, он стремился попасть в ряды магистрата. Горожане не хотели его там видеть, но друг Володковича, могущественный Кароль Радзивилл (знаменитый пане Коханку), оказал ему покровительство. Увы, разгулы не прекратились. Михаил дерзил всем и каждому, угрожал обидчикам саблей, бил стекла. Когда ксендз попытался его урезонить, шляхтич сорвал богослужение, устроив рядом с костелом гуляние с цыганами, медведями и бесплатной раздачей вина. После одной особенно дерзкой выходки Володковича арестовали, быстро и формально судили безо всякого следствия и приговорили к смерти.
12 февраля 1760 года его расстреляли в парке возле городской ратуши. В последующие годы беспокойная душа шляхтича неоднократно появлялась на этом месте, требуя возмездия. Когда ратушу разрушили, призрак исчез, но сейчас, когда она восстановлена, поговаривают, что и он вернулся.
Еще одно привидение встречали, по слухам, на Кальварийском кладбище. В склепе, не сохранившемся до наших дней, якобы, похоронили некую молодую паненку. Как оказалось позже, она всего лишь впала в летаргический сон и погибла в муках, не в силах выбраться из могилы. С тех пор и бродит по кладбищу фигура в белых одеждах, напоминающая женский силуэт — чаще всего ее встречают осенью. Поскольку легенда не сохранила имен и подробностей, эта история вряд ли произошла на самом деле. Впрочем, байки о погребенных заживо рассказывают во всех уголках мира.
Еще одну утопленницу прозвали призраком Мокрого дома. Встречают ее на улице Зыбицкой, где она жила и погибла, и в районе моста через Свислочь у Троицкого предместья. Говорят, что она разгуливает в ночной рубашке, а с волос капает вода.
Рассказывают, будто при жизни эта девица из состоятельной семьи жила в Верхнем городе, полюбила простого горожанина из бедных минских ремесленных людей (по другой версии — гувернера). Она даже собиралась бежать с возлюбленным, но родители, прознав об этом, заперли ее в подвале. Иногда говорят, что в той семье было три дочери, и все они были влюблены в юношу, но он ответил взаимностью только младшей. Старшие же в отместку рассказали родителям о готовящемся побеге. Так или иначе, в тот день за городом случился сильный ливень. А ночью Свислочь вышла из берегов и залила подвал. Девушка погибла. А когда в окрестностях стал появляться ее дух, дом прозвали Мокрым. Одни говорят, что Мокрый дом до наших дней не сохранился, другие указывают на одно из старых зданий на Зыбицкой.
В другой версии легенды, жертв было больше: гувернер, узнав о смерти возлюбленной, убил ее сестер и сам повесился.
Посетите также мою страничку
transcribe.frick.org/wiki/Prime_10_Mistakes_On_... банк таджикистана
33490-+